Красная книга российской эстрады

Тарапунька и Штепсель

Юрий (Георгий) Трофимович Тимошенко, родившийся 2 июня 1919 года в Полтаве, и Ефим Иосифович Березин, родившийся 11 ноября 1919 года в Одессе, в школьные годы оба участвовали в самодеятельности. Окончили в 1941 году Киевский театральный институт, в котором были организаторами и участниками студенческих спектаклей.
Весной 1941 года они уже вели в Киеве большие концерты профессиональных артистов.
В 1941-1945 годы Тимошенко и Березин участники Великой Отечественной войны, выступали в армейской самодеятельности, затем в профессиональном военном ансамбле песни и пляски — вели программу в образах банщика Мочалкина (Тимошенко) и повара Галкина (Березин). Летом 1942 впервые выступили с этими персонажами в Москве в Концертном зале имени Чайковского, где проходили Дни Украины.
Демобилизовавшись, вернулись к довоенным маскам: Тимошенко играл роль сельского милиционера Тарапуньки (имя от небольшой речки вблизи Полтавы), Березин — театрального осветителя по прозвищу Штепсель.
В 1946 году приняли участие во II Всесоюзном конкурсе артистов эстрады и стали лауреатами первой премии. Выступали в качестве конферансье в самом престижном тогда в Москве эстрадном театре «Эрмитаж». Автором их интермедий стал опытный эстрадный драматург Павел Григорьевич Григорьев (ему принадлежит одна из первых песен С.Покрасса «Белая армия, черный барон»).
В конферансных интермедиях Тимошенко изображал, казалось, простоватого парня, но острого на язык, ироничного, умеющего за себя постоять. Разговаривал он на украинском языке. Персонаж Березина был уверен в своем превосходстве, старался поучать. Тарапунька отвечал ему колко, неожиданно, остроумно, сбивал спесь. Интермедии часто имели злободневный, сатирический характер. Артисты использовали импровизацию, эксцентрику, буффонаду, гротеск. Естественно возникающее двуязычие стало дополнительным художественным приемом, вносило особый национальный колорит.
В 1960 году Тимошенко и Березин впервые обратились к жанру эстрадного ревю, подготовив программу «Везли эстраду на декаду». Она стала как бы промежуточным звеном между конферансом и эстрадным театром, который они создают в содружестве с драматургами Р.Виккерсом и А.Каневским.
В театрализованных программах «Смеханический концерт» (1967), «От и до» (1971), «Беспокойтесь, пожалуйста» (1976), предстает обширная галерея персонажей, характеры которых трудно вписываются в жанровые рамки амплуа комика и резонера.
Благодаря таланту, трудоспособности, особому народному складу юмора артисты в течение сорока лет пользовались успехом и непреходящей популярностью. Гастролировали по всему Советскому Союзу, выступали в Польше, Шотландии, на фестивале юмора в Габрове.
Снимались в кино: «Тарапунька и Штепсель под облаками» (1954), «Штепсель женит Тарапуньку» (1958); «Веселые звёзды» (1954). Участвовали во многих ТВ передачах - «Голубых огоньках» и др.
Народные артисты УССР (1960).
После смерти Тимошенко (декабрь 1986) Березин закончил выступления и вскоре уехал в Израиль.


Звёзды эфира - Тарапунька и Штепсель



Миниатюры

В день 8 марта
Давайте познакомимся
Кто знает больше песен
Могло быть хуже
Об образовании
О наших жёнах
Перестраховка
Родился я на хуторе Козельки
Родственники Тарапуньки
С безпощадной прямотой
Соври лучше
Тарапунька-охотник
Тарапуньку переросли
Экзамен

Песни

На берлинской улице
Насчёт картошки
Эстрада